Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дышим правильно говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно, положив ладонь на область диафрагмы , т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10 ; 1:15 ).В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха.Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе
  • слишком большой вдох
  • учащенность дыхания
  • укороченность выдоха
  • неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха
  • неправильная осанка

В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания. Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

  • дизритмия
  • неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования
  • укороченный, толчкообразный, спорадический выдох
  • частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока
  • спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече- и голосообразования: фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается, используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата.

Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания. Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи, , большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

Упражнения группируются по степени их усложнения:

  1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых- сформировать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.
  2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияют на процесс фонации.
  3. Фонационные дыхательные упражнения
Задачи Направления работы
1. Выработка правильных дыхательных кинестезий. 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры
2. Формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи
3. Дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе
2. Определение наиболее комфортного звучания голоса
3. Координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий
4. Увеличение времени фонации
3. Коррекция ритма дыхания 1. Формирование ритмичности дыхания
2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха
3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки, диктуемые логикой

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок. Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических), которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

Статические дыхательные упражнения.

Основная задача логопеда – объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди , рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа( в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются).Через 5-7 дней , после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения.

При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания. Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся, но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании. Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры, в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения), наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения – медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки). Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания: вместо поверхностного и частого формируется более спокойное, глубокое ритмичное дыхание, которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

Фонационные дыхательные упражнения.

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д.), производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например, при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

При вокальной судороге используют придыхательную фонацию, а в сложных случаях (речевой ступор) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения, которые постепенно усложняют: наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи: стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох, стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания, что свидетельствует о координации фонации и дыхания.

Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

Далее проводят работу над ритмизированной речью (рифмовки, стихи, басни), прозаическими текстами, диалогом, монологом.

При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов.

В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля ( слуховой, визуальный, кинестетический).

Используемая литература:

  1. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография.– СПб.: Речь, 2005.
  2. Поварова И.А. Практикум для заикающихся.– СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.

Учитель-логопед Бажина Е. В.

СЕГОДНЯ

ПЕДАГОГ

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ