Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.

Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:

  1. фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Основные этапы формирования фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.

  • Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.
  • Различение слов, близких по звуковому составу.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

  • Определение количества слогов в словах разной структуры.
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
  • Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
  • Придумывание слова с заданными звуками.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Мы предлагаем Вам игры в которые Вы можете поиграть с ребёнком дома для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

Упражнения для развития слухового восприятия, внимания и памяти

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: родитель показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: Взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Упражнения для развития речевого слуха

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Игра «Охотники»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку научиться ловить звуки. Просит сделать вид, что он спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Игры со звуковыми символами:

Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» – маленьким полым кругом, звук «о» – полым овалом, звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.

СЕГОДНЯ

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ