КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игрушки - подружки

Выбор игрушек на прилавках современных магазинов огромен. Глаза разбегаются: наряду с традиционными игрушками (куклами, мишками, мячиками) появляются новые, незнакомые даже самым молодым родителям. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции и выбрать именно то, что нужно вашему ребенку? В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных характеристик игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить ребенку и пр.). В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужные и важные для детского развития — отсутствуют. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их внешнюю привлекательность и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное влияние на психическое развитие ребенка.

Пожалуй, самым популярным распространенным видом детских игрушек является так называемая мягкая игрушка, то есть различные животные (мишки, собачки, белочки), сделанные из мягкого материала (плюша, ваты, поролона и др.). Среди этих игрушечных животных можно обнаружить, наверное, всех представителей фауны земного шара. Часто такие зверята становятся любимцами не только детей, но и взрослых: их носят и возят с собой как талисманы и дарят в качестве сувениров. Но мягкая игрушка — не только украшение, сувенир или талисман, а прежде всего игрушка, то есть предмет и средство игры. Значит, чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, нужно понять, как дети играют с мягкими игрушками и что они значат в жизни ребенка.

Важное качество хорошей мягкой игрушки — ее открытость для разнообразных действий малыша. «Жесткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют изменять их позу, а значит, менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребенка. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для действий и фантазии самого ребенка. Например, плюшевую собачку со свободно болтающимися лапками можно обнимать, заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках ребенка она может прыгать, кувыркаться, вставать на задние или передние лапки, хлопать «в ладоши», тявкать и говорить что угодно.

Очень важна возможность игрушки «говорить своим голосом», то есть голосом ребенка. Сегодня во многие мягкие игрушки встраивается звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова. Например, симпатичная коза при нажатии на ее живот начинает громко петь хором детских голосов: «Жил-был у бабушки серенький козлик...». Это кажется забавным, но данное техническое дополнение резко ограничивает возможности действия с игрушкой. Без такой песенки та же коза могла бы стать персонажем развернутых игровых действий: ее можно было бы и кормить, и раздевать-одевать, и знакомить с другими животными и т.д. При этом она могла бы произносить самые разные слова «своим» голосом (то есть голосом самого ребенка), а не воспроизводить одну и ту же песню чужими голосами. Способность менять голос, слова и интонации открывает возможности общения ребенка с игрушкой.

Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостями и размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так называемые игрушки-подружки, способные стать друзьями малыша. Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в малознакомой ситуации. К таким наиболее трудным периодам, безусловно, относится время адаптации ребенка к детскому саду. Педагоги и психологи заметили, что маленькие дети в первые дни пребывания в детском саду буквально не расстаются со своей любимой игрушкой. Особенно нуждаются в ней малыши с так называемой трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Такие дети постоянно прижимают к себе своего обожаемого мишку или зайчика, и физическая близость любимой мягкой игрушки дает им ощущение защищенности и безопасности. Это как бы частичка родного дома, которую ребенок постоянно носит с собой.

Замечено, что с любимой игрушкой малыш быстрее засыпает, лучше ест, охотнее одевается и вообще чувствует себя более уверенным. На первых порах мягкая игрушка может заменить новичку друзей и стать партнером по общению. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами, вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания, например: «Белочка плачет, потому что маму ждет, а мама не приходит», говорит девочка, поглаживая пушистую игрушку.

По мере привыкания к новой обстановке потребность в такой игрушке-подружке постепенно снижается. Дети становятся все более самостоятельными, активными и лишь иногда включают своего любимца в игру. Но первое время пребывания в новой обстановке игрушка-подружка конечно же облегчает и становится важным источником психологической защиты. Поэтому очень важно помочь малышу обрести такого игрушечного друга и, конечно же, не препятствовать этой «дружбе».

Сделать мягкую игрушку любимой, придать ей характер, одушевить ее может только близкий и внимательный взрослый. Поэтому, делая ребенку подарок, поговорите с ним голосом игрушечного зверя, расскажите, как сильно его новый питомец любит его, хочет вместе с ним жить, спать, гулять, что он нуждается в заботе, что ему бывает холодно, больно, скучно и т.д. Помните, что вы можете подарить своему малышу не просто очередную мягкую игрушку, но и настоящего верного друга.

Источник:

  • Хухлаева О.В., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М.: 2001г.
  • Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: 2001 г.

СЕГОДНЯ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ