Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста

Личность – это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайне мере, можно говорить о четырех основных положениях:

  1. Личность присуща каждому человеку.
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
  3. Личность – это продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.
  4. Личность – это индивидуальная, отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Основой характеристики личности служит самооценка, в которую входят отношение к себе и знания о себе.

Качества личности формируется в течение жизни, и зависят от социального окружения.

К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях в 2,3-3 года. Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремиться выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан кризис трех лет.

В четыре года ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом становится «почему?». Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувственность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование. В возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты личности.

У 5-6-ти летнего ребенка оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представление ребенка о Я – реальном и Я – идеальном дифференцируются более четко. Ребенок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста 6-7-ми лет достаточна, адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

Развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

  • возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
  • оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
  • дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
  • к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
  • развивается способность мотивировать самооценку;
  • появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

Постепенно, шаг за шагом, формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности:

  1. Психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей.
  2. Закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т.д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

Как уже отмечалось выше, на становление и развитие личности влияет социальное окружение. К социальному окружению дошкольника мы относим его родителей, педагогов (воспитателей), сверстников.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения детей ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить так же и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действие сказочного персонажа, наделенных теми или другими моральными чертами. Решающий момент в усвоение образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, – та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются, таким образом, от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начиняют оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

В детском возрасте воспитательное воздействие родителей и близких является одним из решающих факторов формирования определенного стереотипа поведенческих реакций и характерологических особенностей. Ученые выделили некоторые типы неправильного воспитания, способные повлиять на поведение ребенка.

Безнадзорность. Ребенок в силу каких-либо причин оказывается совершенно в не поле зрения родителей. Последние только внешне якобы заботятся о нем (кормят, одевают), в основном же ребенок предоставлен самому себе. Его духовными потребностями и увлечениями не интересуются, поступки и поведения остаются бесконтрольными. К этому же типу следует относить и формально осуществляемое воспитание. Родители только для проформы проявляют интерес к ребенку.

Сверхопека. Чрезмерная опека с непрерывными запретами, наставлениями, нравоучениями, контроль за каждым шагом ребенка оказывает крайне неблагоприятное влияние на формирование у него волевых и характерологических качеств. Она лишает его инициативы и самостоятельности, подавляет чувство ответственности и долга.

«Кумир семьи» или «мимозное воспитание». В отличие от гиперопеки здесь имеет место стремление оградить ребенка от малейших трудностей и всевозможных неприятных обязанностей. Вокруг ребенка создается атмосфера восхищения, преувеличения и восхваления его способностей и дарований, зачастую мнимых. Все желания ребенка безоговорочно выполняются, он в центре внимания семьи. Такое сверхвнимание способствует формированию эгоцентризма, мешает выработки навыков систематического труда и самостоятельности при решении поставленных задач.

Эмоциональное отвержение, воспитание по типу Золушки. Этот тип воспитание характерен для семей, где мать или отец тяготятся ребенком, который постоянно ощущает это, особенно если в семье есть другой ребенок, получающий со стороны родителей больше внимания, душевного тепла и заботы. Эмоциональное отвержение способствует развитие повышенной ранимости и чувствительности, обидчивости и скрытности.

Жестокие взаимоотношения. Жестокое отношение с суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями, ожесточение.

Родители стремятся дать ребенку как можно более широкое образование, развить его действительные и чаще мнимые способности. Кроме детского сада ребенок занимается музыкой, иностранным языком, спортом, обучается в дошкольной гимназии. Он постоянно занят, куда то спешит, от него постоянно требуют знаний. Освоить же намеченную программу он просто не может в силу своих возрастных и интеллектуальных возможностей. В тоже время родители предъявляют повышенную требовательность, полагая, что закладывают будущее благополучие ребенка. В таких случаях ребенок лишается возможности участвовать в детских играх, общаться со сверстниками. У него развивается чувство безысходности и в тоже время растет протест против такого режима. Чрезмерная загруженность способствует развитию повышенной истощаемости нервной системы и тревожности.

Таким образом, личность – это человек, как субъект межличностных и социальных отношений, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную деятельность.

Личность развивается в течение всей жизни:

  1. В кризис трех лет, когда ребенок говорит «Я сам».
  2. Когда у ребенка формируется психологическая устойчивость, ребенка все интересует, и он задает вопрос «Почему?».
  3. Развитие произвольности и волевых качеств.
  4. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведения.

Воспитатель Сухорукова Светлана Александровна

СЕГОДНЯ

ПЕДАГОГ

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ