Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

На сегодняшний день задача патриотического воспитания вновь приобретает особую остроту. Процесс экономического и политического реформирования привел к негативным процессам, в ходе которого существенно изменились ценностные ориентации, национально-историческое самосознание, где всему мировому сообществу, включая Россию, предлагаются стандарты, сущность которых заключается в приоритете материальных ценностей над духовными, в этих условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна.

В настоящее время государство ставит своей приоритетной задачей воспитание в гражданах страны чувства патриотизма и гражданственности. В связи с данной проблемой происходит переосмысление целей, задач и содержания образования и воспитания подрастающего поколения, что нашло свое отражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020гг.».

В исследованиях Н.Ф. Виноградова, В.А Деркунская., Р. И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова подчеркивается, что патриотическое воспитание имеет важное значение для становления личности дошкольника, ведь именно в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Необходимость патриотического воспитания у дошкольников отражена и в содержании нормативно-правовых документов, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС).

Период дошкольного детства, а именно старший дошкольный возраст по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для патриотического воспитания, так как дошкольника отличает полное доверие взрослому. Также ребенку в этом возрасте присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Для рассмотрения содержания патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обратимся к работам И.В. Тимофеевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом» и Р.С. Чалковой «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста», на основе которых можно предположить, что в содержание понятия «патриотизм» входят:

  • любовь и привязанность к своей семье; месту, где человек родился и вырос; к Родному краю; уважительное отношение к языку;
  • проявление доброжелательности, гуманизма, терпимости, честности и справедливости по отношению к окружающим людям;
  • желание приумножать и сохранять богатства своей Родины;
  • осознание своей гражданской принадлежности и проявление чувства гордости за социальные и культурные достижения Родины

Патриотические идеи и ценности не могут существовать для дошкольника в абстрактном форме. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе, ведь это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия и начинать это воздействие необходимо с раннего возраста, когда чувства ребенка формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольной организации, поэтому реализация задач нравственно-патриотического воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп.

На сегодняшний день проблема в реализации задач по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста заключается в незначительном количестве методического обеспечения и недостаточностью регионального содержания. Кроме того последние десятилетия характеризуются поиском оптимальных путей, форм, средств организации патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), среди которых особое место занимает проект как способ совместной деятельности детей и взрослых.

Однако проект как форма организации патриотического воспитания не были еще достаточно исследованы и введены в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

В начале XXI века метод проектов начал применяться в дошкольных учреждениях.

В разъясняющем письме Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.

В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, восполнять недостающие знания, обретать умения.

В исследованиях И.В. Штанько делается акцент на том, что метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям старшего дошкольного возраста самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Воспитатель Калайда А. Н.

СЕГОДНЯ

ПЕДАГОГ

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ