КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенок играющий

Уважаемые родители!

Наша консультация посвящена самому важному явлению периода дошкольного детства - игре.

Цель консультации – убедить вас в том, что для ребенка-дошкольника игра - это не просто развлечение, забава. Это - настоящая жизнь малыша, жизнь сегодня и сейчас. Для ребенка игра - это целый мир. То, что отражает ребенок в игре, он привносит из реального мира. А реальный мир таков, каков его сделали мы, взрослые.

Игра как явление интересует ученых разных направлений науки: философов, этнографов, историков, литераторов, биологов, искусствоведов, и, конечно же, психологов и педагогов. Это явление очень многогранное, словом «игра» в русском языке обозначаются разнообразные стороны жизни. Например, «политические игры», «игра оркестра», «игра света и тени», «игра смыслов», «игра разума» и т.д. Словом «игра» мы обозначаем соревнования, состязания, забаву, развлечение, занятие, деятельность.

Присмотритесь внимательнее к своему ребенку. Думаете, он играет, забавляет себя, действуя с игрушками и предметами? Нет, он сейчас, во время игры, вдохновенно живет! И чем свободнее игра ребенка, тем больше она развивает ребенка.

Свободная игра сродни путешествию в неизведанные места, когда происходят удивительные открытия, постигаются новые знания, расширяются отношения. Поэтому игру ребенка-дошкольника называют ведущим видом деятельности, то есть деятельностью, которая ведет развитие личности. Если ребенок не играет - он не развивается. В основе игры лежит осознание мира предметов и человеческих отношений. Психологи утверждают: «Игра - это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослыми». Действительно, ребенок не может полноценно участвовать в реальности, но он её осваивает за счет переноса реальных действий и отношений в игровую ситуацию. Например, в реальности ребенка кормят взрослые, а он кормит куклу, игрушку, при этом, не используя реальных предметов, действий, но «включает» воображаемую ситуацию «как-будто». Это уже психический процесс, развитие психических функций.

Американская исследовательница Пенелопа Лич утверждает, что ребенок никогда не играет ради забавы, просто так. Игра - это процесс познания, обучения, закрепления того, чему ребенок научился. В игре происходит развитие физических способностей ребенка, его органов чувств, сенсорики, и, конечно, его разума, сознания, мышления, речи, памяти. Игра ребенка сродни деятельности взрослого. Настоящая, полезная игра не только приносит удовольствие, она еще и формирует умение преодолевать трудности. Например, конструируя гараж, дом, забор из строительного материала, ребенок вынужден координировать свои действия, добиваясь устойчивости, сохранности постройки.

В процессе игр развивается мышление ребенка, его аналитико-синтетическая деятельность. По данным исследований отечественного ученого Н. Н. Поддъякова, ребенок изучает, познает мир, играя и действуя с окружающей реальностью. Обыденные предметы дают огромное количество сведений малышу о свойствах, назначения, качествах. Играя, например, с ракушками, раскладывая их по коробочкам, шкатулкам, ребенок применяет мыслительные операции классификации, группировки, сравнения.

Многие ученые высоко оценивают для развития ребенка игры в «работу по дому». Сюжетно-ролевые игры с бытовым сюжетом - захватывающая деятельность для ребенка. От совместной со взрослым работы малыш постепенно переходит к тому, чтобы заиметь «свой домик», «шалашик», чтобы в нем делать уборку самому, очищать мебель, готовить, стирать и пр. Таким образом, от постижения действий, ребенок переходит к постижению отношений. В этих играх ребенок чувствует себя взрослым, большим, всемогущим, ему открывается мир во всем многообразии.

Содержание игр детей всегда зависит от того, какой мир окружает ребенка. Изменения в социальной жизни отражаются на играх дошкольников. Если сравнить игры детей тридцать, двадцать лет назад и современные игры, то отличия по содержанию очень существенны. Если еще в семидесятых годах двадцатого века, играя в «войну», дети отражали исторические события ВОВ, то в наши дни дети играют в «войнушку», воспроизводя в этой игре конгломерацию своих впечатлений из кино («звездные войны»), компьютерных игр, телепередач. В любом случае, дети отражают те впечатления от окружающего мира, в котором они находятся. Современный мир наполнен агрессией, взрослые часто находятся в подавленном эмоциональном состоянии. И неслучайно появились игрушки с мрачным «посылом», содержанием как отражение современного общества.

Думая и заботясь о будущем своих детей, мы все-таки должны исходить из того, что истинная игра приносит ребенку удовольствие, настоящее удовольствие от воплощения своих сил, энергии, стремлений. Поэтому родители и педагоги, понимая ценность игры для развития ребенка, должны создавать условия и возможности для формирования игрового опыта детей. Причины, которые побуждают ребенка играть-это прежде всего любопытство и потребность активно действовать. Из этого «сырья» создаются интересы человека.

Отечественные ученые пришли к выводу, что играющих детей можно условно разделить на две группы:

  • дети, играющие со «вкусом», ярко, азартно,
  • дети, играющие уныло, скучно.

Из первых вырастают оптимисты, умеющие преодолевать трудности и проблемы, из вторых-пессимисты, видящие проблемы даже там, где их нет.

Поэтому родители должны «лелеять» игру ребенка. Дома необходимо выделить место для игр, игрушек. Детскую комнату лучше обставлять именно как детскую игровую, а не спальню ребенка. Игрушек не должно быть слишком много (чтобы не получилось как в знаменитом французском фильме «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли). Родителей больше должно заботить не количество игрушек, а то, чтобы ребенок играл с игрушками, предметами, играл разнообразно, фантазийно!

Чем младше ребенок, тем более он нуждается в играющем партнере. Поэтому мама и папа должны стать им для малыша. В совместных с родителями играх дети осваивают правила взаимоотношений, умение пользоваться условной ситуацией, создавать недостающие для игры предметы. То есть родители становятся носителями игрового опыта для своего малыша. И важен при этом психологический момент: играя с ребенком, взрослые укрепляют в нем уверенность, что они любят его и заботятся о нем.

Для того, чтобы развивать игру ребенка, нужно обогащать его опыт и знания об окружающем. Гуляя с ребенком, посещая магазины, аптеку, театр, цирк и др. места следует обращать внимание детей на то, какие профессии людей бывают, какие действия совершают эти люди, в чем смысл этих действий. Кухня может стать местом для формирования ролевого игрового опыта детей, а также обеспечить возможность для умственного развития ребенка. Например, раскладывая покупки, задавайте вопрос: «Где хранится крупа?», «Куда положим творог?» - это способ формирования простых классификаций. Вечером умамы и папы должно найтись 5-10 минут для маленькой игры-драматизации или инсценировки по любимой сказке или жесочиненной вместе с ребенком. А помогут разыграть сюжет имеющиеся игрушки или созданные из кусочков ткани, меха, фантиков, ниток. Формируя ролевой диалог, родители подсказывают ребенку фразу, которую малыш повторяет от лица своего игрового персонажа. Время, которое родители провели с ребенком в совместной игре, по своей ценности несравнимо сравнимо ни с чем.

Таким образом, развивая игру, родители обогащают представления ребенка об окружающем через наблюдения, беседы, разговоры, совместные действия, активизируют деятельность малыша черед дидактические игры, упражнения, показы, театрализованные игры, вопросы, диалоги. Важно также создавать игровую среду не только за счет приобретения готовых игрушек, но и материалов для самостоятельного изобретения предметов для игры.

СЕГОДНЯ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ