Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сенсомоторная координация как показатель психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Для ребенка, поступающего в школу, сенсомоторная координация является одной из важных базовых характеристик, поскольку оказывается одним из показателей умственной готовности к школе, который обеспечивает успешность овладения учебными навыками.

На этапе подготовки к школе сенсомоторная координация как закономерный итог сенсомоторного развития в период дошкольного возраста объединяет в себе показатели, основанные на развитии свойств восприятия, уровне представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п.), общем уровне развития моторной сферы ребёнка. В связи с этим сенсомоторное развитие можно рассматривать фундаментом общего психического развития дошкольника и показателем готовности к обучению в школе, на основе которого строятся и разворачиваются другие психические функции, необходимые для полноценного освоения программы начального общего образования. На наш взгляд изучение данного аспекта психологической готовности к школе нуждается в конкретизации и актуализации в связи с введением в образовательную практику РФ Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и дошкольного образования, необходимостью обеспечения приемлемости их реализации.

Впервые о сенсомоторной координации заговорили отечественные физиологи, а именно М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкий [4], Н.А. Бернштейн [2], И.М. Сеченов [7] и др.

Сенсомоторная координация понимается как взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации, т.е. информации, полученной в процессе ощущения и восприятия.

В дошкольном возрасте сенсомоторное развитие имеет свою специфику, которая проявляется в следующих особенностях:

  • зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
  • осваиваются сенсорные эталоны;
  • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
  • с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Выделяют два основных вида сенсомоторной координации, необходимые для успешного обучения в школе, а именно зрительно-моторную (координация в системе «глаз – рука» и слухо - моторную (координация в системе «ухо– рука) [5].

Сенсомоторная координация как результат сенсорного и психомоторного развития к концу старшего дошкольного возраста оказывается вплетённым в процесс общего психического развития ребёнка, а, следовательно, может рассматриваться как показатель психологической готовности к школьному обучению.

Анализ современной научной, методической, словарной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует единое и четкое определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению».

В своих работах по проблеме готовности к школе Д.Б. Эльконин, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу и др. [11]. Основные структурные элементы психологической готовности детей к обучению в школе, которые выделяют отечественные ученые исследователи, отмечают в своих научных трудах и зарубежные психологи (Я. Йерасек, А. Керн, С. Штребел): быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

Важными показателями готовности ребенка к обучению в школе можно рассматривать усвоение дошкольниками сенсорных эталонов, развитие пространственной ориентации. Данные показатели психического развития ребёнка являются важными и для становления сенсомоторной координации, оказываются связанными друг с другом.

Мы считаем возможным определить психологическую готовность через следующие показатели сенсомоторной координации:

  • особенности тонкой моторики;
  • особенности произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы);
  • сформированность графической деятельности (в частности, написания графем);
  • произвольная регуляция собственной деятельности;
  • возможность распределения и переключения внимания, работоспособность, темп и целенаправленность деятельности;
  • сформированность топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений;
  • общий уровень развития.

Развитие сенсомоторной координации должно вестись в нескольких направлениях – тренировка зрительно-моторной координации, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков, развитие мелкой моторики, соблюдение гигиенических правил письма.

Таким образом, проблема развития сенсомоторной координации у дошкольников имеет большое значение для обеспечения высокого уровня готовности к школе и дальнейшего успешного обучения.

Педагог-психолог Зданович О. В.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование: кн. 2 [Текст] / А. Анастази // под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М., 1982.
  2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. - 349с.
  3. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.,1995.
  4. Гуревич, М.О., Озерецкий, Н.И. Психомоторика. Ч.1 [Текст] / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. – М.- Л.: Мосполиграф, 1930. - 160с.
  5. Дудьев, В. П. Психомоторика: cловарь -справочник /В. П. Дудьев. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
  6. Кирпичинкова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичинкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. – С. 76.
  7. Cеченов, И.М. Избранные произведения [Текст] / И.М. Сеченов. – М.: АН СССР,1952.
  8. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н. Семаго, М. Семаго. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
  9. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 272 с. С. 33.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  11. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

СЕГОДНЯ

ПЕДАГОГ

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ