Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду

Трудовое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В современном детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, а также в ознакомлении детей с трудом взрослых. Трудовое воспитание дошкольников способствует всестороннему развитию личности и развивает такие качества как: трудолюбие, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как к важному процессу в жизни.

Потребность в трудовом воспитании возрастает именно в младшем дошкольном возрасте, так как возраст 3-4 лет – является важным периодом становления и интенсивного развития трудовой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста уже наблюдаются первые проявления самостоятельности. Дети в этом возрасте стремятся выполнять трудовые действия в пределах своих еще небольших возможностей. Дошкольники впервые начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Проблема трудового воспитания младших дошкольников в настоящее время как никогда актуальна. В условиях введения ФГОС ДО остро встает вопрос о необходимости развития личности дошкольников в условиях трудовой деятельности.

По мнению педагогов, главной задачей, на данном возрастном этапе, является воспитание самостоятельности, трудолюбия и положительного отношения к труду. Именно эти компоненты, будут способствовать дальнейшему развитию трудовой деятельности ребенка.

Исследованию особенностей организации трудового воспитания у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Е. А. Аркина, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Н.К. Крупской, П. Кергомар, В.И.Логиновой, А.С. Макаренко, Т. Мор В. Г. Нечаевой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ш. Фурье.

Также актуальность обращения к данной проблеме, определена задачами трудового воспитания, поставленными в примерных образовательных программах дошкольного образования, таких как «Детство», «От рождения до школы».

В жизни детей младшего дошкольного возраста труд не является доминирующей деятельностью. Ребенок по своим возрастным возможностям еще не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у него слабый, движения не координированы, внимание неустойчивое, воля находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем малышу присуще стремление к деятельности и самостоятельности, подражательность, интерес ко всему окружающему. Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте проявляются в различной степени его самостоятельности, уровня умений и навыков самообслуживания, интересе к труду. Эти особенности проявляются не только в трудовой деятельности, но и в играх, на занятиях и в быту.

Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надежной основой для дальнейшего развития ребенка. В организации трудового воспитания малышей, в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход становится необходимой закономерностью. И первым этапом в этом деле является изучение индивидуальных проявлений всех детей группы.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать прежде всего с изучения его физического состояния и особенностей его высшей нервной деятельности. Затем правомерным является изучение уровня его трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь, другим – незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает отвращение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании малыша.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой, деятельный, неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша, напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать. Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту или иную работу.

В процессе работы дошкольник узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении, получает ответ на свои многочисленные «почему», удовлетворяет свою потребность в познании окружающего. В несложной как будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнить дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

Но самое важное – это то, что только самостоятельная работа ребенка, требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему, в конце концов (к старшему дошкольному возрасту) некоторое представление о труде взрослых, создает правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитают должного уважения к труду, людям труда, не создадут привычки и желания позаботиться о родных и близких.

Воспитатель Танько Наталья Сергеевна

СЕГОДНЯ

ПЕДАГОГ

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ