Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад № 3» г.Новокузнецка
«Медвежонок» - пр-т Н.С.Ермакова, 32, 654007; «Кузнечик» - пр-т Н.С.Ермакова, 4, 654080

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации по обеспечению охраны образовательного учреждения

I. Виды, система, порядок и задачи охраны объектов.

  1. Виды, система и порядок охраны объектов регулируются федеральными законами от 14.04.1999г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.04.2005 г. № 179 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность".
  2. Основными задачами охраны являются:
    • защита охраняемых образовательных учреждений, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений в образовательном учреждении;
    • обеспечение пропускного и внутреннего распорядка образовательного учреждения;
    • участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

Система охраны образовательного учреждения включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране объекта.

II. Общие положения.

  1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты образовательного учреждения несет его руководитель.
  2. Подразделения охраны (охранное предприятие, вневедомственная охрана при ОВД) осуществляющее охрану несут ответственность согласно заключённому договору на охрану объекта (объектов).
  3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на образовательное учреждение, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
  4. Охрана объектов может осуществляться подразделениями вневедомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП), имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, с помощью технических средств. Посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
  5. Руководитель образовательного учреждения обязан:
    • организовать охрану образовательного учреждения и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации;
    • организовать соблюдение пропускного режима и внутреннего распорядка;
    • организовать обучение персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • утверждает систему звонкового, громкоговорящего оповещения сотрудников, обучающихся и воспитанников для доведения сигналов и соответствующих команд;
    • организовать проведение тренировок персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
    • организовать контроль за соблюдением правил регистрации учета и проживания лиц в общежитиях;
    • принять меры по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защиты объекта.
  6. На сотрудника, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения, возлагаются следующие обязанности:
    • организация работы по обеспечению антитеррористической защиты в условиях учебного и производственного процессов, проведения внешкольных массовых мероприятий;
    • взаимодействие с территориальными подразделениями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, гражданской обороны, военным комиссариатом, муниципальным органом управления образованием, общественными формированиями, другими органами и организациями, находящимися на территории муниципального образования, по вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательного учреждения;
    • контроль за организацией и обеспечением охранной деятельности и пропускного режима на территории образовательного учреждения;
    • внесение предложений руководителю образовательного учреждения по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защиты объекта;
    • разработка, в рамках своей компетенции, документов и инструкций по действиям должностных лиц, персонала, обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
    • принятие необходимых мер по оснащению образовательного учреждения техническими средствами безопасности и обеспечение их нормального функционирования;
    • координация деятельности учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
    • разработка планирующей и отчетной документации по вопросам безопасности и антитеррористической защиты образовательного учреждения;
    • организация и проведение с персоналом занятий и тренировок по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
    • размещение наглядной агитации по антитеррористической защите образовательного учреждения, справочной документации по способам и средствам экстренной связи с правоохранительными органами, ГО и ЧС, аварийными службами ЖКХ;
    • контроль за соблюдением установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня, условий содержания в безопасном состоянии помещений образовательного учреждения;
    • подготовка планов мероприятий, проектов приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения по вопросам антитеррористической защиты;
    • рассмотрение обращений, ведение приема граждан и принятие по ним решений в установленном законодательством порядке, в рамках своей компетенции;
    • организация и (или) участие в мероприятиях по устранению причин и условий, способствующих умышленному повреждению или порчи имущества и оборудования образовательного учреждения, техногенным авариям и происшествиям;
    • обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений образовательного учреждения, сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ, в том числе на предмет выявления фактов возможной подготовки террористических актов;
    • взаимодействие с общественностью по вопросам обеспечения общественного порядка и антитеррористической защиты образовательного учреждения.
  7. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
    • знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны образовательного учреждения;
    • проверять организацию охраны образовательного учреждения и исправность технических средств охраны;
    • получать от сотрудников образовательного учреждения, лиц, осуществляющих охрану, информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объекта;
    • давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений.

Результаты проверки организации охраны образовательного учреждения, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом (Приложение).

Постоянно действующей рабочей группой АТК КК по антитеррористической защите образовательных учреждений в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

  1. Обязанности сотрудника частного охранного предприятия, сотрудника вневедомственной охраны при ОВД осуществляющего охрану образовательного учреждения (далее охранник) определяются должностной инструкцией, положением об организации пропускного режима.

Охранник должен знать:

  • должностную инструкцию;
  • особенности охраняемого образовательного учреждения и прилегающей к нему местности, расположение и порядок работы охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств связи, пожаротушения, правила их использования и обслуживания;
  • общие условия и меры по обеспечению безопасности объекта, его уязвимые места;
  • порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, правила осмотра ручной клади и автотранспорта.

На посту охраны должны быть:

  • телефонный аппарат, средство тревожной сигнализации, средства мобильной связи;
  • инструкция о правилах пользования средством тревожной сигнализации;
  • телефоны дежурных служб правоохранительных органов, ГО и ЧС, аварийно-спасательных служб, администрации образовательного учреждения;
  • должностная инструкция сотрудника, осуществляющего охрану образовательного учреждения;
  • инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
  • журнал "Обхода территории";
  • журнал регистрации посетителей;
  • журнал регистрации автотранспорта;
  • журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • планы проводимых практических занятий, тренировок и учений;
  • графики дежурств ответственных лиц в праздничные выходные дни.

Охранник обязан:

  • перед заступлением на пост осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и отсутствие повреждений на окнах, дверях;
  • проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема - сдачи дежурства;
  • доложить о произведенной смене и выявленных недостатках дежурному ЧОП, дежурному администратору, руководителю образовательного учреждения;
  • осуществлять пропускной режим в образовательное учреждение в соответствии с настоящим Положением;
  • обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории образовательного учреждения и прилегающей местности;
  • выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию образовательного учреждения с целью совершения противоправных действий в отношении обучающихся (воспитанников), педагогического и технического персонала, имущества и оборудования образовательного учреждения и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях с помощью средств тревожной сигнализации подать сигнал правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.;
  • производить обход территории образовательного учреждения согласно установленному графику обходов, но не реже чем 3 раза в день: перед началом учебного процесса, во время пересмены и после окончания занятий, о чем делать соответствующие записи в «Журнале обхода территории».

При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений.

  • при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать милицию и действовать согласно служебной инструкции;
  • в случае прибытия лиц для проверки несения службы, охранник, убедившись, что они имеют на это право, допускает их на объект и отвечает на поставленные вопросы.

Охранник имеет право:

  • требовать от обучающихся, персонала образовательного учреждения и посетителей соблюдения настоящего Положения, правил внутреннего распорядка;
  • требовать немедленного устранения выявленных недостатков, пресекать попытки нарушения распорядка дня и пропускного режима;
  • для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим образовательному учреждению;
  • принять меры по задержанию нарушителя и сообщить в правоохранительные органы.

Охраннику запрещается:

  • покидать пост без разрешения руководства образовательного учреждения;
  • допускать на объект посторонних лиц с нарушением установленных правил;
  • разглашать посторонним лицам информацию об охраняемом объекте и порядке организации его охраны;
  • на рабочем месте употреблять спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические вещества, психотропные и токсические средства.

III. Организация делопроизводства.

В целях организации надежной антитеррористической защиты образовательного учреждения рекомендуется иметь следующие документы:

  • положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;
  • план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года. В плане предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период, если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;
  • перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);
  • план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);
  • план-схема охраны образовательного учреждения;
  • инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
  • план эвакуации обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);
  • памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
  • памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
  • функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;
  • должностные инструкции сотрудника, подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);
  • противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения;

IV. Меры инженерно-технической укрепленности образовательного учреждения.

Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в образовательное учреждение, взлому и другим преступным посягательствам.

Основой обеспечения надежной защиты образовательного учреждения от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного образовательного учреждения системами охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

4.1. Ограждения территории образовательного учреждения.

4.1.1. Дошкольные образовательные учреждения должны иметь ограждение высотой не ниже 160 см, все остальные образовательные учреждения не ниже 150 см.

4.2. Ворота, калитки.

4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию образовательного учреждения.

4.2.1. При использовании замков в качестве запирающих устройств ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком, ключи хранятся у дежурного, ответственного за безопасность, руководителя образовательного учреждения.

4.3. дверные конструкции.

4.3.1. Входные двери образовательного учреждения должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.

Входные наружные двери должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

4.3.2. Двери основного и запасных эвакуационных выходов во время учебно-воспитательного процесса должны закрываться на легко открывающиеся запоры. Категорически запрещается во время учебно-воспитательного процесса закрывать двери на внутренние и висящие замки.

4.4. Оконные конструкции.

4.4.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства.

4.4.2. Металлическими распашными решетками могут быть оборудованы помещения образовательных учреждений, в которых не проводится учебный процесс, и хранятся материальные ценности.

4.4.3. При оборудовании оконных проемов помещений образовательных учреждений металлическими решетками необходимо предусмотреть открывающиеся конструкции.

Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.

4.5. Другие технологические каналы.

Двери и коробки чердачных и подвальных помещений по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными руководителем образовательного учреждения. Ключи должны храниться на дежурной вахте.

V. Оборудование образовательного учреждения техническими средствами охранной и тревожной сигнализации.

5.1. Защита здания, помещений.

5.1.1. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.

5.2. Защита персонала и посетителей образовательного учреждения.

5.2.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или обучающихся объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелками, мобильными телефонными системами (МТС), оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения”.

5.2.2. Устройства тревожной сигнализации на объекте рекомендуется устанавливать:

  • на посту охраны;
  • в кабинете руководителя образовательного учреждения;
  • в других местах по указанию руководителя образовательного учреждения или по рекомендации сотрудника охраны.

VI. Создание системы оповещения.

6.1. Система оповещения в образовательном учреждении создается для оперативного информирования сотрудников, обучающихся, воспитанников о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем образовательного учреждения.

6.2. Оповещение обучающихся, воспитанников, сотрудников, находящихся в образовательном учреждении, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:

  • подачу звуковых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
  • трансляцию речевой информации или специального звукового сигнала о характере опасности.

6.3. Эвакуация обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения по сигналам оповещения должна сопровождаться:

  • передачей специального звукового сигнала, утвержденного руководителем образовательного учреждения, направленного на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);
  • открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов.

6.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения.

6.5. На территории следует применять рупорные громкоговорители.

6.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости.

6.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещёнными с радиотрансляционной сетью объекта.

6.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, вахты или другого специального помещения.

VII.Организация взаимодействия администрации образовательного учреждения.:

  • - с антитеррористической комиссией муниципального образования;
  • - с территориальными подразделениями правоохранительных органов;
  • - с другими организациями по линии безопасности, чрезвычайных ситуаций и борьбы с терроризмом.

VIII. Категорирование объектов возможных террористических посягательств.

Объектами возможных террористических посягательств являются объекты, на которых в результате совершения или угрозы взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население создается опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

К таким объектам могут относиться любые объекты, как стратегически важные для Российской Федерации, так и места с массовым пребыванием граждан (200 и более человек), вплоть до многоэтажных жилых домов.

С учетом положений проекта "Основ государственной системы управления в сфере предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации", исходя из функциональности объектов рекомендуется подразделять их на:

  • потенциально опасные объекты;
  • объекты науки;
  • объекты промышленности;
  • объекты энергетики;
  • объекты жизнеобеспечения;
  • социально-значимые объекты;
  • объекты с массовым пребыванием граждан.

К объектам науки относятся:

  • государственные научно-исследовательские институты;
  • крупные государственные учебные учреждения;

Объекты науки могут быть: радиационно-опасные, биологически опасные, химически опасные и пожаро- взрыво- опасные.

К социально - значимым объектам относятся:

  • высшие, средние учебные заведения;
  • учреждения начального профессионального образования;
  • общеобразовательные учебные заведения;
  • детские дошкольные учреждения;
  • учреждения дополнительного образования детей.

К объектам массового пребывания граждан (с одновременным их пребыванием численностью 200 и более человек) относятся:

  • спортивные учреждения.

IX. Рекомендации по разработке плана-схемы охраны образовательного учреждения при угрозе или совершении террористического акта.

Планировать свои действия в неопределенных экстремальных ситуациях в принципе невозможно. Это относится и к проявлениям диверсионно-террористического характера. Поэтому выбирают ограниченный перечень типовых ситуаций террористической атаки и заблаговременно планируют организационные, технические и иные меры для каждой из них.

Основная прикладная задача антитеррористического планирования - на основе заблаговременного анализа типовых ситуаций диверсионно-террористической атаки разработать и, затем, в режиме реального времени осуществить комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных событий.

Рекомендации по разработке плана-схемы охраны образовательного учреждения даны в п. 5 типового Паспорта безопасности.

X. Оценка эффективности систем антитеррористической защиты и разработка перспективного плана оборудования инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Оценка эффективности систем антитеррористической защиты.

Оценку эффективности (надежности) формируемых систем антитеррористической и противодиверсионной защиты образовательного учреждения следует проводить в повседневной обстановке, в условиях антитеррористических учений и при чрезвычайных обстоятельствах террористического характера.

В качестве основных критериев оценки являются:

  • наличие (отсутствие) четкости организации и непрерывность управления;
  • готовность руководства к действиям в условиях риска и нестандартных ситуаций;
  • тщательность заблаговременной отработки вариантов действий применительно к типичным ситуациям;
  • наличие, полнота и качество разработанной документации по организации охраны и защиты объекта;
  • наличие простых и понятных инструкций, памяток и методических рекомендаций;
  • формирование психологической готовности учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения к действиям в экстремальных условиях диверсионно-террористической атаки;
  • регулярность проведения специальных антитеррористических занятий с обучающимися, воспитанниками, сотрудниками образовательного учреждения;
  • проведение совместных учений с основными субъектами антитеррористической деятельности;
  • состояние инженерно - технической укрепленности образовательного учреждения;
  • наличие системы охранной и тревожной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в ДЧ ОВД или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО;
  • наличие системы пожарной сигнализации;
  • наличие технических средств оповещения.

Итогом проводимых оценок должно быть выявление слабых элементов (звеньев) в работе образовательного учреждения в условиях совершения акта терроризма и при различных угрозах террористического нападения, а также изыскание наиболее эффективных путей и способов повышения надежности принятой системы антитеррористической и противодиверсионной защиты.

На основании выполненных оценок надежности системы антитеррористической защиты разрабатывается перспективный план оборудования инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Основными элементами плана должны стать мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных недостатков. Как правило, это могут быть одно или несколько направлений.

Кроме того, при наличии финансовых ресурсов целесообразно планировать мероприятия, направленные на повышение:

  • уровня технической оснащенности образовательного учреждения спецтехникой за счет приобретения современных средств и оборудования для охраны, антитеррористической защиты и противодействия терроризму;
  • уровня инженерной укрепленности территории, зданий и сооружений образовательного учреждения за счет модернизации ограждения, ворот, применения замков и запирающих устройств с большей степенью защиты от взлома;
  • устойчивости работы и управления в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

XI. Рекомендации по обучению сотрудников образовательного учреждения действиям при возникновении террористических угроз и иных преступных посягательств.

Основные признаки возможной подготовки и осуществления террористической деятельности.

Следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где они работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников.

При организации антитеррористической защиты образовательного учреждения необходимо также учитывать возможность, при существующем уровне физической охраны и внутриобъектового режима, относительно свободного проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что, в конечном счете, облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п.

Необходимо учитывать, что террористы совершенствуют тактику подрывных действий, применяют труднораспознаваемые способы совершения террористических актов, маскируют их под аварии и другие ЧС, якобы совершившиеся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.

Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:

  • появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;
  • неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки, составление планов, схем и т.п.;
  • необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;
  • проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
  • наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание учебного заведения, не дает информации, о личности предъявителя;
  • сообщение администрации и персоналу учебного заведения ложной информации;
  • поиск лиц, из числа персонала, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях проноса ВУ во внутренние помещения учебного заведения;
  • изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта;
  • выяснение вопросов, связанных с возможностью искусственного создания аварийной ситуации;
  • проявление интереса к возможным последствиям применения в конкретных условиях данного объекта взрывчатых, зажигательных и других пригодных для диверсии средств;
  • изыскание путей и способов скрытой доставки на объект террористических средств;
  • создание условий для совершения взрыва, пожара, вывода из строя оборудования путем отключения приборов, автоматики и сигнализации, открытия и переключения дренажей, пробоотборников, кранов, задвижек;
  • создание условий, препятствующих ликвидации ЧС, затрудняющих тушение пожара путем вывода из строя противопожарных и других противоаварийных систем, средств индивидуальной защиты персонала;
  • наличие на месте происшествия средств для взрыва и поджога, их остатков и следов применения (наличие на металле емкостей, трубопроводов, резервуаров различных отверстий, пробоин, разрывов);
  • обнаружение на месте вероятного ЧС отдельных компонентов, из которых могут быть изготовлены взрывчатые вещества и средства подрыва;
  • обнаружение различных приспособлений, предметов для крепления взрывозажигательных устройств, применение специальных трудногасимых зажигательных средств (термита, фосфора, напалма).

Действия при типовых ситуациях.

Обучение руководителя, лица, ответственного за безопасность, сотрудников образовательного учреждения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка и общие антитеррористические учения учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения.

Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения сотрудников образовательного учреждения с правоохранительными органами, что позволит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глубже понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер по борьбе с терроризмом.

По мнению специалистов, в настоящее время зачастую единственным методом, позволяющим имитировать и разыгрывать на любом объекте различные нештатные ситуации, когда их нельзя реализовать в действительности или когда их реализация связана с большими временными, финансовыми и другими затратами, являются компьютерные игры-учения.

Одно из основных условий эффективности разрабатываемых мероприятий - поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Беспечность и кампанейщина в этом вопросе недопустимы. Систематически следует проводить вводный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе, плановые занятия по подразделениям, внутренние учения для всего персонала и т.д.

Для детального анализа и конкретизации инструктивно- методических рекомендаций целесообразно выделять восемь типовых ситуаций:

  • обострение криминогенной обстановки в регионе или городе в связи с неблагоприятными социально-политическими и экономическими процессами в стране, продолжающимися военными конфликтами, высказываниями террористами угроз в СМИ;
  • обнаружение учащимися, воспитанниками, сотрудниками образовательных учреждений предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья или существенный материальный ущерб объекту;
  • обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций);
  • совершение террористической акции (или диверсии) способом взрыва, повлекшей за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, длительное отключение электроэнергии, тепла, газа;
  • получение руководителем, сотрудниками образовательного учреждения конкретных угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации;
  • совершение террористической акции путем захвата и удержания заложников на территории или в помещениях образовательного учреждения;
  • взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски;
  • восстановление нормального режима работы образовательного учреждения, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способствовавших террористическому или диверсионному проявлению и возникновению чрезвычайной ситуации.

Взрывные устройства, используемые террористами, способы их доставки к месту проведения теракта.

Главным демаскирующим признаком террориста-смертника является наличие при нем взрывного устройства. Такое устройство крепится, как правило, на теле боевика (подозрительные выпуклости в районе пояса), но может использоваться и в качестве носимого объекта, замаскированного под бытовой предмет, детскую коляску и тому подобное.

Характер и мощность используемого в терактах ВУ во многом определяется способом его доставки к объекту. Одним из наиболее простых и широко распространенных является ВУ, переносимое в чемоданах, тюках, пакетах и т.п. В дополнение к взрывчатому веществу (далее - ВВ) для создания большого поражающего воздействия оно обычно начиняется гвоздями, болтами, стальными шариками. Детонатор ВУ находится в складках одежды или кармане брюк террориста, далее через отверстие в одежде провода тянутся к самому ВУ.

Другим распространенным методом размещения ВУ является применение жилета или поддерживаемого накладными лямками пояса с большим количеством карманов с брикетами ВВ. Имеются два выключателя - один для постановки ВУ на боевой взвод, другой - для приведения его в действие (размещается в кармане брюк). Пояс может использоваться и для самоуничтожения террориста при опасности его захвата правоохранительными органами.

Так как обыскивают человека обычно в районе живота, боков и нижней части туловища, появились пояса, носимые на груди. Наиболее совершенные пояса и жилеты имеют минимальное количество металлических элементов, что создает трудности для выявления их с помощью технических средств. Чем сложнее оборудование, тем больше вероятность его отказа, поэтому предпочтение отдается наиболее простым элементам.

В настоящее время нательные пояса с ВУ стали меньше по размерам, в них начали использовать взрывчатое вещество, которое не обнаруживается приборами досмотра. Появились электронные взрыватели, соединенные с датчиками кровяного давления и пульса: они приведут ВУ в действие, если террорист будет ранен и не сможет сам его применить. Подобными взрывателями оснащают и террористов с машинами, начиненными взрывчаткой.

Ужесточение форм визуального и технического контроля привело к принципиально новому способу транспортировки ВУ смертником - проглатыванию контейнеров со взрывчаткой по типу контрабандной транспортировки наркотиков. Небольшие объемы размещаемой подобным образом ВВ тем не менее позволяют гарантированно разрушить любой современный авиалайнер, вызвать психологический шок и панику в местах массового скопления людей. Использование «живых бомб» подобного типа может быть первой, отвлекающей частью террористического акта, за которым следует подрыв традиционного ВУ с высоким поражающим действием.

Наибольшее количество жертв и разрушений от акций смертников возникает в случае использования начиненных ВВ транспортных средств, в т.ч. грузовых и легковых автомашин, мотоциклов, велосипедов, вьючных животных (не исключено использование собак). Количество ВВ в этих случаях ограничивается только грузоподъемностью транспортного средства и его запасами у террористов.

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п., автотранспорт - угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.

Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:

  • наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки и т.д.;
  • необычное размещение обнаруженного предмета;
  • шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);
  • установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной и т.д.

Обнаружение подозрительного предмета на территории образовательного учреждения или вблизи него.

Если в образовательном учреждении или на его территории кем-либо обнаружена забытая или бесхозная вещь необходимо опросить учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения находящихся рядом. Постараться установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке сотруднику охраны.

При получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства охранник, сторож, вахтер или дежурный администратор обязаны немедленно доложить об этом руководителю объекта, а при его отсутствии на объекте дежурному органа внутренних дел с последующим повторным докладом руководителю объекта.

Руководитель образовательного учреждения при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства обязан:

  • сообщить о ситуации на объекте в дежурную часть территориального органа внутренних дел, территориального органа безопасности, начальнику отдела образования, в вышестоящий орган исполнительной власти края, (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными службами);
  • организовать эвакуацию учащихся, воспитанников, педагогических работников, используя маршруты, удаленные от места нахождения подозрительного предмета;
  • организовать силами подразделения охраны ограничение доступа посторонних лиц к взрывоопасному предмету;
  • обеспечить доступ во взрывоопасную зону специалистов правоохранительных органов для обследования предмета и обезвреживания ВУ, оказывать необходимое содействие их деятельности.

Сотрудник охраны при получении информации об угрозе взрыва до прибытия следственно-оперативной группы должен:

  • точно определить место нахождения подозрительного предмета;
  • опросом заявителя и очевидцев установить время обнаружения предмета, зафиксировать установочные данные лиц, обнаруживших находку, и обеспечить их присутствие к моменту прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов;
  • дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, не заливать ее жидкостью, не засыпать песком и грунтом, не пользоваться радио- и электроаппаратурой, переговорными устройствами;
  • силами других сотрудников охраны или сотрудников образовательного учреждения обеспечить оцепление места расположения предмета и находиться на безопасном расстоянии от него;
  • при необходимости организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций газа, воды и электричества;
  • не снижая уровень охраны объекта, обеспечить возможность беспрепятственного прохода или проезда к предмету сотрудников и транспорта следственно-оперативной группы;
  • предоставить возможность специалистам оперативно-следственной группы побеседовать с заявителем и другими лицами, подходившими к подозрительному предмету;
  • усилить контроль за состоянием охраны всего объекта, т.к. возможны террористические проявления либо аналогичного, либо иного рода в других местах на объекте.

При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

  • не курить;
  • не пользоваться мобильными телефонами, электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;
  • не трогать руками и не касаться с помощью других предметов;
  • не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать;
  • место обнаружения предмета немедленно покинуть, обеспечив охрану;
  • оповестить окружение (сотрудников, членов семьи, других людей);
  • незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы;
  • помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д;
  • не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе расстояния, указанного в таблице.

Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

  • граната РГД-5 – 50 м;
  • граната Ф-1 – 200 м;
  • тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
  • тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;
  • пивная банка 0,33 л – 60 м;
  • дипломат (кейс) – 230 м;
  • дорожный чемодан – 350 м;
  • а/машина класса "Жигули" – 460 м;
  • а/машина класса "Волга" – 580 м;
  • микроавтобус – 920 м;
  • грузовая машина (фургон) – 1240 м.

Получение сигнала об эвакуации.

Если учащиеся, воспитанники, сотрудники образовательного учреждения находятся на своих рабочих местах необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • без спешки, истерик и паники взять с собой личные вещи, документы, деньги, ценности, одежду;
  • закрыть окна, выключить оргтехнику, электроприборы, освещение;
  • взять с собой и при необходимости использовать индивидуальные средства защиты (противогаз, респиратор);
  • закрыть дверь на ключ, ключ оставить в замке;
  • покинуть помещение, двигаясь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;
  • отойти от здания и выполнять команды эвакуаторов;
  • возвращаться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Поступление угрозы по телефону.

Телефон является средством связи, которое часто используют как преступники (для передачи сообщений о заложенных бомбах, захвате людей и предъявлении политических или корыстных требований выкупа, о шантаже и других криминальных проявлениях), так и «телефонные хулиганы», высказывающие мнимые угрозы разного толка. Принимая анонимное телефонное сообщение о возможном совершении актов терроризма необходимо помнить, что такого рода звонки несут важную криминалистическую информацию, и поэтому необходимо в разговоре с анонимом запомнить и зафиксировать как можно больше сведений: зафиксировать дату, время и продолжительность анонимного звонка; место установки телефона, на который проследовал звонок, его номер, принадлежность конкретному подразделению и сотруднику.

При получении анонимного звонка необходимо предпринять попытку «завязать разговор» с анонимом и попытаться выяснить конкретные сведения о его личности, профессии, месте нахождения; и, если возможно, склонить к добровольному отказу от задуманной акции.

По окончании разговора с анонимом, не кладя трубку на телефонный аппарат, немедленно сообщить о случившемся руководителю службы безопасности (службы охраны) для принятия ими неотложных мер по предупреждению и локализации возможных тяжких последствий, а также розыску анонима.

По памяти составить подробное описание высказанных угроз или сообщенных сведений о предполагаемых актах терроризма, а также выдвинутых ультиматумах и других требованиях.

Все данные об обстоятельствах проявления, содержании угроз или сведений, изложенных анонимным абонентом, характеристике его голоса, речи, манере изложения угроз и требований сообщить руководителю службы безопасности (службы охраны) предприятия.

Во избежание распространения слухов и паники обсуждать полученную от анонима информацию с другими сотрудниками не рекомендуется.

При поступлении угрозы на телефонный аппарат с автоматическим определителем номера и звукозаписывающим устройством сразу после завершения разговора с анонимом извлечь кассету (мини-диск) с аудиозаписью и принять меры к ее сохранности. Незамедлительно установить на ее место новую кассету, т.к. возможен второй звонок злоумышленника.

Взрыв на территории объекта.

В случае совершения взрыва на территории образовательного учреждения или в его здании сотруднику охраны необходимо немедленно организовать и обеспечить выполнение следующих основных мероприятий:

  • по списку экстренного вызова вызвать на объект пожарных, скорую помощь, спасателей, коммунальные службы (газ, электричество, тепло);
  • по списку экстренного оповещения сообщить о происшествии руководству (администрации) образовательного учреждения, в правоохранительные органы;
  • содействовать эвакуации персонала из очага взрыва, разрушенных или поврежденных взрывом помещений;
  • до прибытия службы скорой помощи оказать пострадавшим экстренную медицинскую помощь;
  • отключить подачу электроэнергии, газа, воды, тепла в поврежденные взрывом помещения;
  • обеспечить оцепление места взрыва и его изоляцию до прибытия компетентных органов силами других сотрудников охраны или персонала объекта;
  • при возникновении пожара принять меры к его тушению собственными силами и имеющимися противопожарными средствами.

Захват заложников.

При захвате учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения или его посетителей в заложники сотруднику охраны необходимо:

  • незамедлительно сообщить о чрезвычайном происшествии в правоохранительные органы и руководству объекта;
  • при возможности блокировать место происшествия, силами других сотрудников охраны;
  • повысить бдительность сотрудников охраны на всех постах. Перевести систему видео наблюдения объекта в режим записи;
  • не вступая в переговоры с террористами, по возможности выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
  • обеспечить эвакуацию персонала, оказавшихся вне места захвата заложников;
  • прекратить доступ на объект людей и проезд автотранспорта;
  • принять меры к беспрепятственному проходу и проезду на объект сотрудников правоохранительных органов;
  • по прибытии спецподразделений ФСБ России и МВД России предоставить им всю необходимую информацию: схемы объекта, поэтажные планы, расположение систем видео наблюдения, вентиляции, электроснабжения и др.;
  • в дальнейшем действовать в соответствии с распоряжениями руководителя контртеррористической операции.

Администрации образовательного учреждения необходимо:

  • незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы;
  • не вступать в переговоры с террористами по своей инициативе;
  • по возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
  • не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
  • оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации.

При обучении учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения следует обращать их внимание на следующие рекомендации специалистов.

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов и бандитов. При этом жизнь заложников становиться предметом торга: политического или корыстного.

В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата заложниками, необходимо:

  • постараться избежать попадания в их число. Немедленно покинуть опасную зону или спрятаться;
  • спрятавшись, дождаться ухода террористов, при первой возможности покинуть убежище и удалиться.

Исключением являются ситуации, когда кто-либо из потенциальных заложников оказался в поле зрения террористов или при высокой вероятности встречи с ними.

Оказавшись в заложниках, следует придерживаться следующих правил.

Необходимо стойко и сдержанно переносить лишения и оскорбления террористов, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе.

Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия.

Выполнять требования преступников, не противоречить им, не допускать истерик и паники.

Спрашивать разрешение у захватчиков на совершение любых действий: сесть, встать, попить, сходить в туалет и др.

При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.

При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.

При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

  • лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
  • ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;
  • если есть возможность, необходимо держаться подальше от проёмов дверей и окон;
  • не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, т.к. в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.

Необходимо постараться фиксировать в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.

Главное - не паниковать, даже если бандиты перестали себя контролировать.

Демаскирующие признаки взрывных устройств в почтовых отправлениях.

При внешнем осмотре поступающих в канцелярию объекта писем и бандеролей необходимо обращать внимание на признаки возможного наличия внутри почтового отправления взрывного устройства или иного взрывоопасного объекта могут указывать:

  • кустарный (самодельный) способ изготовления упаковки почтового отправления: нестандартная коробка, пакет или конверт, непрофессиональный способ заклейки, использование бытовых липких или электроизоляционных лент, дополнительного клея;
  • необычно тяжелый вес и неравномерное заполнение внутренней полости почтового отправления;
  • наличие большого числа почтовых марок, необычные надписи («лично», «вскрывать здесь» и др.), исполнение надписей адреса отправителя и получателя печатными буквами или путем наклейки вырезанных букв газетного текста;
  • отсутствие обратного адреса отправителя или несовпадение с фактическим местом отправки по штемпелю почтового предприятия;
  • присутствие внутри почтового отправления металлических предметов, проводов, источников тока, которые могут являться элементами конструкции взрывного устройства;
  • наличие внутри почтового отправления сыпучих веществ, что обнаруживается при переворачивании объекта;
  • масляные и иные пятна на поверхности, указывающие на наличие внутри веществ с соответствующими свойствами; необычный запах, исходящий от почтового отправления;
  • разрывы упаковки и странные по своему назначению предметы (фольга, электрические коммутационные изделия и т.д.), выступающие в местах разрыва; а также наличие в разрывах частиц, напоминающих порох или иное взрывчатое вещество.

Угроза в письме.

Угрозы в письменной форме могут поступить как по почте, так и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на дискете и т.д.).

В этих случаях необходимо:

  • после получения такого документа обращаться с ним максимально осторожно;
  • постараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
  • не мять документ, не делать на нем пометок;
  • по возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;
  • если документ поступил в конверте, его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
  • сохранять все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, - ничего не выбрасывать;
  • не расширять круг лиц, знакомых с содержанием документа.

Все это поможет правоохранительным органам при проведении последующих криминалистических исследований.

СЕГОДНЯ

ЗОНЫ ЭВАКУАЦИИ

Граната РГД-5не менее 50 метров.
Граната Ф-1не менее 200 метров.
Тротиловая шашка массой 200 граммов45 метров.
Тротиловая шашка массой 400 граммов55 метров.
Пивная банка 0,33 литра60 метров.
Мина МОН-5085 метров.
Чемодан (кейс)230 метров.
Дорожный чемодан350 метров.
Автомобиль типа «Жигули»460 метров.
Автомобиль типа «Волга»580 метров.
Микроавтобус920 метров.
Грузовая автомашина (фургон)1240 метров.

ГРУППЫ МЕДВЕЖОНКА

ГРУППЫ КУЗНЕЧИКА

МЕДВЕЖОНОК И КУЗНЕЧИК
В НОВОМ ГОРОДЕ